А |
ККабардино-Балкар |
ССанкт-Петербург и Ленинградская область |
Б |
Л |
Т |
В |
М |
У |
Д |
Н |
Х |
Е |
О |
Ч |
З |
П |
Я |
И |
Р |
Водителей могут обязать носить светоотражающие жилеты ночью во время остановок и за городом. Проект соответствующих поправок в Правила дорожного движения вынесен Министерством внутренних дел на общественное обсуждение.
Инициатива призвана защитить водителей, вынужденных по каким-то причинам выйти из машины на ночной дороге. В этот миг водитель превращается в потенциальную жертву ДТП, так как рискует попасть под колеса мчащейся мимо машины. Все дело в том, что в ночи человек в обычной одежде нередко остается незаметным даже в свете фар. Тот, кто сидел за рулем, прекрасно знает об этой проблеме.
Сейчас носить светоотражатели на одеждах обязаны пешеходы, идущие по обочинам дорог за городом. По мнению экспертов МВД, это правило уже спасло жизни многим людям. «Согласно статистическим данным, за 6 месяцев 2017 года на дорогах Российской Федерации в темное время суток было зарегистрировано 7 501 (на 10,2 процента меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года) наездов на пешеходов», – сообщают в ведомстве. В таких происшествиях погиб 1 321 человек.
Были ранены 6 537 человек. Число погибших сократилось на 10 процентов, раненых – на 13 процентов.
«Указанная положительная динамика обусловлена реализацией пешеходами установленной в соответствии с пунктом 4.1 Правил их обязанности при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток вне населенных пунктов иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств», – полагают в МВД. Зато водители стали чаще гибнуть на обочинах ночных дорог. Выйдя из машин, они теряют осторожность, забывая, что стали такими же невидимыми и беззащитными, как и обычные пешеходы.
Сухая статистика МВД сообщает, что за шесть месяцев 2016 года было 63 (на 28,6 процента больше, чем за аналогичное время в предыдущем году) таких ДТП, в которых погибло 17 человек (на 112,5 процента больше, чем в тот же период предыдущего года). Получили ранения 55 человек, на 31 процент больше. За шесть месяцев этого года зафиксировано 66 таких ДТП.
«В большинстве случаев указанные категории участников дорожного движения находились на проезжей части в темной одежде без световозвращающих элементов, что не позволяло водителям транспортных средств вовремя их заметить и принять соответствующие меры по недопущению наезда, – поясняют в МВД. – Сопутствуют этому в том числе неблагоприятные погодные условия (дождь, снег, туман)».
Пешеход, появившийся ночью на обочине дороги за городом без светоотражателей, заплатит штраф в 500 рублей.
Поэтому проект предлагает дополнить Правила дорожного движения пунктом, что водитель обязан «при вынужденной остановке транспортного средства или дорожно-транспортном происшествии вне населенных пунктов находиться на проезжей части или обочине в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости в куртке, жилете или жилете-накидке с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014».
Требования к соответствующим курткам, жилетам, жилетам-накидкам пользователей, выполняющих дорожные работы и аналогичные виды деятельности, где работающие должны быть заблаговременно замечены водителями транспортных средств, установлены действующим ГОСТом. В МВД полагают, что государственные и муниципальные органы, эксплуатирующие транспортные средства, выполняя данные требования, уже должны были обеспечить соответствующей одеждой водителей своих транспортных средств. Поэтому реализация проекта постановления не повлечет для них финансовых затрат.
Пресс-секретарь Ассоциации юристов России Валерия Авер напомнила, что сегодня в КоАП прописана ответственность для пешеходов за нарушение Правил дорожного движения. «Под статью 12.29 КоАП «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения» попадают в том числе пешеходы, не использующие светоотражатели на одеждах при движении в темное время по обочинам дорог вне населенных пунктов, – говорит Валерия Авер. – За это предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей. Поскольку до сих пор не говорилось об обязании водителей использовать светоотражатели на одеждах, то и никакой административной ответственности за это не предусмотрено. Если же соответствующий пункт появится в правилах, то не исключено, что возникнет и вопрос о введении соответствующих санкций за его нарушение. Или, возможно, светоотражатели на одежды, скажем, жилеты, станут обязательной частью комплектации машины, наряду с аптечкой, огнетушителем и аварийным знаком».
По данным МВД, наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих европейских странах. Так, требования об обязательном ношении защитного жилета действуют в Италии и Испании с 2004 года, Бельгии, Болгарии, Норвегии – с 2007 года, Люксембурге и Венгрии – с 2008 года. Водитель, покинув автомобиль для установки знака аварийной остановки либо после совершения аварии или находясь на резервной полосе автодороги, обязан надеть защитный жилет. Это правило распространяется в некоторых странах и на пассажиров автомобилей и мотоциклистов (Бельгия, Люксембург, Хорватия). Во время поездки защитный жилет должен висеть на спинке сидения водителя. За отсутствие защитного жилета предусматривается административная ответственность в виде штрафа (в Австрии – 14 евро, Бельгии – 50 евро, Испании – 91 евро, Италии – от 34 до 138 евро, Словакии – от 50 до 150 евро). В Португалии отсутствие жилета в автомобиле влечет ответственность водителя в виде штрафа в размере от 60 до 300 евро. Если водитель, выйдя из автомобиля при аварийной остановке, не надел жилет, размер штрафа составит от 120 до 600 евро.
Министерство внутренних дел предложило упростить процедуру вынесения наказаний водителям, нарушившим ПДД, на основании видеозаписей, сделанных очевидцами. Правительственная комиссия уже одобрила соответствующий законопроект. Теперь он будет рассмотрен на заседании кабмина.
Как поясняет официальный сайт Правительства, речь идет об отдельных нарушениях ПДД, которые будут фиксировать на видео зарегистрированные в специальной единой государственной системе граждане. МВД предлагает выносить в таких случаях постановления о назначении административных наказаний без составления протокола.
В настоящий момент, поясняют в ведомстве, рассмотрение такого рода обращений предусматривает «значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения». По сути, им приходится вызывать очевидца нарушения и предполагаемого нарушителя, искать дополнительных свидетелей. «При этом сотрудники ограничены двухмесячным сроком привлечения к ответственности», – напомнили в МВД.
Упрощенный порядок вынесения постановления о наказании позволит сократить время обработки такой информации и трудозатраты сотрудников ГИБДД. В конечном же счете, отмечается в сообщении кабмина, принятие законопроекта направлено на повышение безопасности дорожного движения.
Напомним, о грядущих изменениях на «Деловом завтраке» в редакции «РГ» рассказал бывший руководитель ГИБДД Виктор Нилов.
«Мы видим в этом определенную перспективу, – отметил он. – Если нам всем удастся создать такую систему нетерпимости к нарушениям правил, то это побудит многих не нарушать. Если сегодня водители в потоке будут понимать, что граждане, которые передвигаются рядом с тобой в качестве водителя с видеорегистратором, пешехода или пассажира, могут прислать в Госавтоинспекцию информацию о каких-то нарушениях, это еще больше будет дисциплинировать».
Нилов уточнил, что речь идет о разработке специального программного обеспечения для ведения съемки гражданами. Скачать это ПО можно будет только на Едином портале госуслуг.
Источник: «Российская газета»
25 сентября 2017