16.12.2019 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта 02/04/11-19/00097559) (далее – Законопроект).

Законопроект разработан во исполнение плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Законопроект предполагает внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в частности, предлагается отнести к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере жилищных отношений контроль за соблюдением требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), в том числе исключить полномочия государственной жилищной инспекции:

— по выявлению и пресечению нарушений связанных с ограничениями изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

— требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

— условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

— обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Законопроектом из ЖК РФ исключается понятие муниципального жилищного контроля, требование о предоставлении подлинников решений и протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственного жилищного надзора, обязанность товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) направлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации копию реестра членов ТСЖ, а также сведения о внесении изменений в устав ТСЖ. Помимо прочего, Законопроектом предусматриваются изменения в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

По результатам общественной экспертизы Кемеровским региональным отделением АЮР отмечен ряд существенных недостатков Законопроекта:

  1. Законопроект направлен на решение несуществующей проблемы и подвергает очевидной дискриминации жилищные права граждан и право на их государственную защиту. В целом, внятное обоснование целесообразности и необходимости принятия данного Законопроекта в его тексте и материалах отсутствует.
  2. Действительная цель Законопроекта остается неясной, однако становится очевидным эффект принятия внедряемого Законопроекта —  ликвидация всего сектора муниципального жилищного контроля, что по сути противоречит «Плану мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины», согласно которому применение обязательного требования должно быть направлено на снижение социально значимых рисков.

    Принятие указанного Законопроекта очевидно повлечет нарушение жилищных прав граждан, исключив какое-либо воздействие на управляющие компании на муниципальном уровне.

  3. Законопроектом не проработан  вопрос, касающийся объема дополнительного бюджетного финансирования для внедрения положений Законопроекта.