27.11.2020 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение общественной экспертизы проекта федерального закона № 1053866-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Законопроект).
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон) в части оптимизации видов и состава информации, а также установления правового статуса региональных профильных информационных систем в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством, укрупнения в Федеральном законе видов информации, подлежащей размещению в рассматриваемых информационных системах, с отнесением детализации этой информации к полномочиям определённого федерального органа исполнительной власти.
Помимо прочего, законопроектом предлагается предусмотреть, что создание и эксплуатация вновь создаваемых региональных систем, осуществляются с применением типового программного обеспечения и типовой документации для создания и ведения региональных систем, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещены в национальном фонде программ и алгоритмов.
В целом, законопроект заслуживает отрицательной оценки и требует значительной доработки в связи со следующим.
1. Предлагаемый Законопроект вводит термин «региональная информационная система» в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, никакого определения, что из себя должна представлять такая система, Законопроект не содержит, как не содержит и критериев, которым должна соответствовать региональная информационная система для наделения её соответствующим статусом.
В то же время уже существующие региональные информационные системы могут кардинально отличаться друг от друга по своему функционалу и направленности, а также иметь статус официальных информационных ресурсов (например, обслуживаемых региональными органами исполнительной власти) либо неофициальных.
В связи с изложенным возможно большое количество спорных ситуаций при применении предлагаемого федерального закона относительно правомерности требований по размещению определённой информации в конкретной региональной информационной системе (далее ИС).
Кроме того, следует отметить, что существующие информационные системы урегулированы нормативными актами, принятыми субъектами РФ в пределах их полномочий, очерченных статьями 72 Конституции РФ и статьей 5 ЖК РФ. Сам ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», является частью жилищного законодательства, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов.
В связи с этим полагаем не приемлемым жесткий императив формального требования к ИС регионального уровня.
2. Анализ действующих ИС субъектов РФ пояснительная записка к Законопроекту не содержит. Не возможно уяснить, на чем собственно основано желание законодателя ввести новое правовое регулирование? Какие пороки содержат действующие ИС, в чем их текущее содержание законодатели посчитали не приемлемым, то есть не соответствующим нормам статей 2, 20 ЖК РФ, и нормам действующей редакции ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
3. В финансово-экономическом обосновании к Законопроекту совершенно не учтены возможные расходы региональных бюджетов, так как создание региональных систем, обслуживание и унификация уже существующих систем, приведение их в соответствие с едиными требованиями будут требовать значительных расходов соответствующего регионального бюджета.
Соответственно, представляется целесообразным определить, за счёт средств какого – федерального либо регионального, должно производиться финансирование создания новых и корректировка уже существующих региональных информационных систем. Провести анализ затрат и предусмотреть соответствующие расходы в бюджетной системе.
Без указанного компонента Законопроект не функционален.
4. Предлагаемый срок начала функционирования федеральной системы и региональных систем по предлагаемым Законопроектом правилам предлагается начать с 1 июля 2022 года, что, очевидно, неприемлемо.
Сам автор Законопроекта отмечает отсутствие в некоторых субъектах РФ региональных информационных систем, что означает, что после вступления Законопроекта в силу (в случае его принятия), соответствующие регионы столкнутся с существенной нехваткой времени для поиска соответствующих специалистов и внедрения таких систем на региональном уровне.
К тому же, пунктом 9 статьи 3 Законопроекта предлагается для вновь создаваемых систем применять типовое программное обеспечение и типовую документацию, если они размещены в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, что само по себе предполагает разработку и последующую процедуру размещения в указанном фонде.
Учитывая необходимость разработки, согласования и внедрения программного обеспечения для таких региональных информационных систем, очевидна явная недостаточность предложенного Законопроектом срока.
5. Ключевым недостатком Законопроекта полагаем логическое противоречие существования двух параллельных ИС – федеральной и региональной. К тому же учитывая то, что последняя предполагается состоящей из совершенно разных по функционалу, наполнению и принципам работы программных комплексов в зависимости от конкретного субъекта РФ.
Очевидно, что при существовании федеральной информационной системы содержание региональных систем не должно вступать в противоречие с её информацией.
Но тогда остаётся неясной цель создания региональной системы, ведь поддержание и модернизация двух параллельных систем предполагает существенное увеличение необходимого финансирования за счёт бюджетных средств.
Гораздо рациональнее будет предусмотреть соответствующий функционал для федеральной информационной системы, предполагающий необходимость размещения в ней информации регионального уровня каждого отдельного субъекта РФ.
По подобному пути как раз и идёт большинство создаваемых в настоящее время информационных систем.
6. Отмечаем абсолютное отсутствие описания ответственности оператора региональной информационной системы, либо её владельца за размещение недостоверной информации, либо её некорректное размещение, удаление или размещение с нарушением установленных сроков.
Очевидно, что установление такой ответственности будет предусматривать необходимость и внесения соответствующих изменений в федеральной законодательство (например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), однако ни из текста Законопроекта, ни из приложений к нему это не следует.