17.06.2022 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение общественной экспертизы проекта федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 11.05.2022 Правительством Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8).

Согласно пояснительной записке Законопроект направлен на создание для граждан более благоприятных и безопасных условий пользования легковым такси, а также повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в этой сфере посредством конкретизации и законодательного закрепления обязательных требований к деятельности перевозчиков легковым такси, служб заказа легковым такси, а также допуск физических лиц — самозанятых к перевозкам легковыми такси.

Полагаем, что Законопроект нуждается в корректировке его положений по следующим основаниям:

1. Ряд статей Законопроекта содержит положения о следующих относящихся к его предмету договорах: публичный договор фрахтования (ст. 2 Законопроекта), договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (ст. 13 Законопроекта), договор службы заказа легкового такси с перевозчиком (ст. 20 Законопроекта).

При этом, ст. 2 Законопроекта (Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) содержит лишь упоминание о публичном договоре фрахтования, понятие данного договора не раскрывает.

Ссылок на действие положений Гражданского кодекса РФ (ст. 787), Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 31) о договоре фрахтования в части, не урегулированной Законопроектом, последний не содержит.

Из содержания статей, 13, 20 Законопроекта следует, что договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, договор службы заказа легкового такси с перевозчиком по своей правовой природе представляют собой обязательства, направленные на организацию пассажирских перевозок.

Однако законопроект не дает представления о том, будут ли при такой организации учтены интересы перевозчика в полной мере, не придется ли ему осуществлять свою деятельность вопреки законам логистики, менеджмента и интересам населения, например, вследствие увеличения расходов на ГСМ, запасные части, техническое обслуживание.

2. В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на оказание безопасной услуги; указывает, что требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В ст. 12 Законопроекта приведены требования, предъявляемые к водителю легкового такси, в том числе, о недопустимости управления легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа лицами, подвергнутыми административному наказанию в области дорожного движения.

Сам по себе факт претерпевания административного наказания, без градации степени общественной опасности вида деяния, представляется излишне общим и запретительным.

С другой стороны, авторы Законопроекта не принимают во внимание вероятность допуска к управлению легковым такси лиц, ранее судимых за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 Уголовного кодекса РФ).

Учитывая вышеназванные нормы законов, целесообразным представляется корректировка  в Законопроекте запретительных принципов организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

3. В соответствии со ст.ст. 24, 25 Законопроекта плата за перевозку легковым такси определяется на основании тарифов на перевозку легковым такси.

На рынке перевозок пассажиров и багажа действует свобода ценообразования и открытой конкуренции его участников, что соответствует интересам потребителей, обеспечивая им свободу выбора при здоровой состязательности участников перевозочного процесса.

Согласно п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме; договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени – права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Указание данной нормы на заключение договора между пассажиром и водителем, а не пассажиром и коммерческой организацией – перевозчиком исключает саму возможность отнесения легкового такси к разновидности транспорта общего пользования, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

С учетом того, что услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси оказываются в условиях конкурентной среды, что создает предпосылки для определения экономически обоснованной цены, а также не относится к услугам, являющимся жизненно важными, социально или стратегически значимыми, установление тарифного регулирования в отношении данных услуг не соответствует подходам, реализуемым в российском законодательстве, и будет являться необоснованным исключением из принципа свободного ценообразования.

Ценообразование методом административного тарифного регулирования негативно скажется как на состоянии конкуренции на рынке в целом, так и на правах и законных интересах потребителей, ориентированных на повышение качества, доступности, расширение ассортимента процессе перевозок легковым такси.

4. Законопроектом не предусмотрены дополнительные гражданско-правовые средства воздействия на перевозчика. Например, возможность установления и взыскания штрафных санкций за несоблюдение условий оказания транспортных услуг.

Такие меры позволили бы воздействовать на перевозчика в целях стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания, особенно в условиях отсутствия конкуренции между предпринимателями.

5. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Законопроекта водителем легкового такси может быть лицо, которое заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.

Разделом VII Трудового кодекса РФ регламентирован порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Принимая во внимание широкое распространение среди легковых такси, так называемых программ лояльности, авторами Законопроекта в нем мог быть раскрыт механизм компенсации стоимости проезда (части стоимости) водителям такси стимулирующими выплатами (бонусами).

 С учетом изложенного, полагаем, что законопроекты нуждаются в доработке.