В Псковской области с 9 августа 2018 года по 10 сентября 2018года будет работать «горячая линия связи с избирателями». Позвонить по вопросам избирательного законодательства можно будет по номеру 8-900 995-64-01 в рабочие дни с 9.00 до 18.00, 9 сентября 2018 года линия будет работать до 22.00

В этом году «Горячая линия» организована Общественной палатой Псковской области, Псковским отделением «Ассоциации юристов», «Центром правового просвещения и медиации» при поддержке Избирательной комиссии Псковской области. Главной целью работы линии связи с избирателями является обеспечение избирательных прав граждан, а также оперативное информирование избирателей по вопросам подготовки и проведения выборов, назначенных на 9 сентября 2018года. Напомним, 9 сентября 2018 года состоятся: выборы Губернатора Псковской области, дополнительные выборы депутата Псковского областного Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12,выборы глав 8 муниципальных образований, дополнительные выборы в органы местного самоуправления.

Данный общественный проект работает в Псковской области с 2010 года в период избирательных кампаний. Так, в избирательную кампанию по выборам Президента РФ в общей сложности на «горячую линию» поступило 236 обращений жителей Псковской области. Традиционно больше всего звонков принято из Пскова, Великих Лук, Псковского района.

До дня голосования на линию поступило 188 обращение от граждан. Больше всего звонков поступило в категориях «вопросы избирателей»- 54 обращения и «организация избирательного процесса»- 112 обращений. Практически все вопросы были связаны с возможностью проголосовать по месту пребывания. Не смотря на масштабную информационную кампанию, которую проводил ЦИК РФ, избирателям все равно требовались дополнительные разъяснения: где можно подать заявление; как подать заявление через портал Госуслуги; где можно проголосовать, находясь за границей или имея двойное гражданство; можно ли проголосовать имея вид на жительство в РФ; можно ли будет проголосовать без регистрации, что делать если человек будет в больнице или находиться на рабочем месте в день голосования. На все такие вопросы операторы горячей линии давали подробные разъяснения, поддерживали с избирателями «обратную связь» до решения проблемы. В этой же категории поступали просьбы подсказать адрес, график работы, номер телефона избирательного участка, принять заявки на голосование вне помещения. Так же в этой категории, поступило несколько жалоб на отмену досрочного голосования, и неудобное время работы УИКов, отсутствие или наоборот обилие рекламной продукции кандидатов. Операторы горячей линии отмечали, что в избиратели вообще очень внимательно стали относиться к агитационной продукции, например, часто обращались с вопросами о законности тех или иных материалов.

Всего 16 обращений социально-бытового бытового характера и 5 иных обращений было принято операторами в мартовскую кампанию. Это значительно меньше, чем во все предыдущие годы работы «горячей линии». Тенденция на снижение таких обращений свидетельствует о том, что граждане стали больше интересоваться именно вопросами избирательного законодательства и перестали воспринимать общественную линию как возможность пожаловаться на что-то или кого то.

В день голосования в мартовскую кампанию поступило 48 обращений. Практически все поступившие звонки относились к категории «организация избирательного процесса». В первую очередь это были те граждане, которые не позаботились о своем праве проголосовать по месту пребывания и задумались об этом в последний день; очень много было желающих проголосовать по временной регистрации или вообще без регистрации; и традиционные обращения подсказать адрес избирательного участка. Так же избиратели интересовались, где можно посмотреть онлайн-трансляцию с избирательных участков Псковской области- избиратели активно пользовались такой возможностью.

Организаторы отмечают, что «Горячая линия» – это возможность для граждан участвовать в избирательном процессе, механизм, который зарекомендовал себя не только как форма общественного контроля за выборами, но как возможность диалога с гражданами. Кроме того, обобщение и анализ информации, поступившей из обращений на «горячую линию», является основой для разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства и избирательной практики с учетом широкого спектра мнения граждан. Практика функционирования «горячей линии» на выборах федерального и регионального уровня показала, что её работа существенно активизирует механизмы предупреждения и пресечения нарушений избирательного законодательства и выборных процедур, способствует повышению доверия граждан к институту выборов и призывают всех участников избирательного процесса активно пользоваться этой возможностью.