31.05.2024 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и статью 34.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Законопроект).

Проект федерального закона разработан Министерством финансов Российской Федерации и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 15 мая 2024 года.

(https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=147713)

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Закон), действие которого ограничено сроком с 01.09.2020 по 01.01.2025 г.

На настоящий момент закон действует в «тестовом» режиме и распространяется на отдельные субъекты РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ.

 Целью же рассматриваемого Законопроекта согласно пояснительной записке является распространение его действия с 1 января 2025 года на всей территории Российской Федерации.

 Законопроект содержит существенные недостатки, препятствующие его принятию в представленной редакции.

 При рассмотрении положений Закона и вносимых в него изменений, предусмотренных Законопроектом, наибольшего внимания заслуживает процедура выбора исполнителя государственных (муниципальных) услуг.

В рассматриваемом Законопроекте законодатель демонстрирует диспозитивный подход к критериям определения организаций, оказывающих услуги в социальной сфере.

 Статья 9 Закона, в которую Законопроектом предлагается внести изменения, определяет два альтернативных способа отбора исполнителей услуг:

     1. отбор обозначенным в социальном сертификате потребителем услуг либо его законным представителем исполнителя (исполнителей) услуг из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату;

         2. конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее — конкурс).

В Законе, как и в рассматриваемом Законопроекте, отсутствуют четкие указания, в каком случае выбор должен осуществляться потребителем на основании сертификата из реестра, а в каком случае уполномоченным органом должен быть организован соответствующий конкурс.

Кроме того, Законопроект предлагает дополнить ст. 9 Закона частью 23, которая устанавливает, что при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания в качестве реестра исполнителей услуг используется реестр поставщиков, сформированный в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Таким образом, приоритетным фактором являются сведения реестра.

При предоставленной органами государственной власти свободе выбора способа определения исполнителей услуг, может сложиться ситуация, когда будет выбираться простой путь в виде использования реестра «хороших» поставщиков, минуя более сложную, но при этом объективную конкурсную процедуру.

Однако, конкурсная процедура позволит любому заинтересованному лицу иметь возможность стать поставщиком услуг.

Конкуренция должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками в целях выявления лучших условий для оказания социальных услуг.

Создание реестра исполнителей и предоставление преимущества участникам, включенным в указанный реестр, могут привести к ограничению конкуренции при определении поставщика услуг, что, в свою очередь, может негативным образом сказаться на эффективности выбора поставщика услуг для обеспечения исполнения заказа.

Формирование такого реестра в сравнении с общим конкурсным порядком определения исполнителя услуг, когда участником и, соответственно, победителем может стать любое заинтересованное лицо, оказывающее соответствующие услуги и наибольшим образом соответствующее установленным требованиям, может рассматриваться как ограничение конкуренции.

Принятие Закона в рассматриваемой редакции может привести к нарушению норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5);
  • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований (п.7);
  • создание дискриминационных условий (п.8).

 Ч. 2. ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, предоставление широких полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по форматированию реестра поставщиков услуг может способствовать ограничению конкуренции и предоставлению приоритета «удобным» организациям.

Такая ситуация безусловно может способствовать ухудшению качества предоставляемых услуг, при этом создавая угрозу нецелевого расходования выделяемых бюджетных средств.

Следует также отметить, что предусмотренная в Законе возможность изменения государственным (муниципальным) органом способа отбора на некий иной способ, не поименованный в его тексте, создает еще большую неопределенность в механизме выбора исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Наделяя органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления расширенными полномочиями целесообразнее было бы включить в закон императивные нормы, более четко разграничивающие критерии выбора того или иного способа определения поставщика услуг в каждом конкретном случае, исключающие при этом угрозу нарушения конкуренции и появления коррупционной составляющей.

С учетом изложенного полагаю, что законопроект нуждается в правовой доработке и в предложенном варианте к принятию не может быть рекомендован.