Общественная экспертиза проекта ФЗ «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона Об исполнительном производстве»
21 Август, 2024
16.08.2024 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – Законопроект).
Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской группой сенаторов Российской Федерации и включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии (сентябрь) 2024 года.
1. Краткий анализ предлагаемых изменений и дополнений.
Согласно п. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ под исполнительским сбором понимается денежное взыскание, которое налагается на должника в случае неисполнения им в срок исполнительного документа.
Размер сбора составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. руб. с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя.
Срок для добровольного исполнения исполнительного документа составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п.12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В настоящее время участие должника в боевых действиях в СВО является основанием приостановления исполнительного производства (п. 3 ч.1 ст. 40 Закона № 229-ФЗ).
Однако и в этот период судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия. Указанное основание для приостановления исполнительного производства не распространяется на требования по алиментным обязательствам, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Следовательно, с участников СВО в настоящее время исполнительский сбор может быть взыскан.
Кроме того, должник — участник СВО по объективным причинам не всегда обладает возможностью своевременно подать заявление о приостановлении исполнительного производства и может пропустить срок для добровольного исполнения.
Законопроект подготовлен в целях поддержки участников СВО.
Изменения предлагается внести в ч. 5 ст. 112 Федерального закона от 02.10. 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), содержащую перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается.
Предполагается, что освобождение от уплаты будет распространяться на исполнительные производства, возбужденные в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей — участников специальной военной операции. Речь идет об участвующих в СВО военнослужащих в составе Вооруженных сил РФ (мобилизованных и заключивших контракт), а также сотрудников органов ФСБ России и Росгвардии, других войск, воинских формирований и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.
2. Замечания к Законопроекту
2.1. Рассматриваемый Законопроект содержит противоречие, связанное с действием предлагаемых норм во времени.
В силу норм Закон № 229-ФЗ исполнительский сбор носит одноразовый характер. Его взыскание происходит одномоментно на основании постановления судебного пристава исполнителя.
Законопроект предлагает отказаться от взыскания исполнительского сбора в отношении должников в период их участия в СВО. То есть освобождение от взыскания сбора носит ограниченный по времени характер, однако, механизм определения периода и сопоставления его с обязанностью уплаты сбора законопроектом не определен.
Например, возникает вопрос о наличии у должника обязанности по уплате исполнительского сбора в случае, если после принятия закона постановление о взыскании сбора будет вынесено, а должник после этого станет участником в СВО.
Порядок отмены постановления законопроектом не предусмотрен.
Кроме того, из сути законопроекта следует, что после прекращения должником своего участия, обязанность по уплате сбора может быть возобновлена, если, например, требование по уплате сбора не направлялось, а постановление о выплате сбора не выносилось.
Законопроектом также не разрешен вопрос о возвращении средств исполнительского сбора лицам – участникам СВО, в отношении которых такой сбор уже взыскан.
Согласно п.3 ч. 10 ст. 112 Закон № 229-ФЗ исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Пунктом 2 ст. 2 Законопроекта предусмотрена отмена принятых, но неисполненных постановлений судебного пристава-исполнителя. Следовательно, уже взысканные с участников СВО средства исполнительского сбора не подпадают под действие нормы п.3 ч. 10 ст. 112 Закон № 229-ФЗ и возврату не подлежат. Тем самым законодатель отдает необоснованное предпочтение одной категории участников СВО перед другой. На наш взгляд, правильным и последовательным было бы предусмотрение в законе возврата средств исполнительского сбора и таким лицам.
2.2. Содержание п. 2 ст. 2 Законопроекта содержит противоречие с содержанием ст.1 с точки зрения юридической техники подготовки документа.
Если в ст. 1 говориться о поправках в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, то в п. 2 ст. 2 говориться просто о должнике-гражданине со ссылкой на п. 9.ч. 5 ст. 112 Закона.
Законодательный акт должен содержать нормы, исключающие их неоднозначное токование.
При применении норм закона с учетом предложенных формулировок, может создаться мнение о нераспространении норм об обратной силе закона в отношении отдельной категории лиц (индивидуальных предпринимателей).
2.3. Как было отмечено выше, исполнительский сбор является доходным источником федерального бюджета. Тем не менее, в финансово-экономическом обосновании к проекту нет оценки его влияния на доходы федерального бюджета, что не позволяет оценить объем выпадающих доходов федерального бюджета.
Таким образом, в целом представленный Законопроект, безусловно, усиливает и совершенствует государственную поддержку участников СВО.
Однако, отмеченные противоречия требует дополнительных пояснений и конкретизации путем внесения соответствующих изменений в Законопроект.
С учетом изложенного, законопроект нуждается в правовой доработке и в предложенном варианте к принятию не может быть рекомендован.