21.08.2024 Кемеровским региональным отделением АЮР подготовлено заключение общественной экспертизы проекта федерального закона «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (далее – Законопроект).
Законопроект разработан в целях законодательного закрепления понятия «геноцид советского народа», установления форм увековечения памяти жертв геноцида советского народа, регламентации порядка захоронения (перезахоронения) жертв геноцида советского народа, а также обеспечения сохранности указанных захоронений или непогребенных останков.
По результатам рассмотрения Законопроекта приходим к следующим выводам:
1. Предложенное Законопроектом понятие «геноцид советского народа» включает в себя действия нацистской Германии и ее пособников, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических и расовых групп, населявших территорию СССР, в период Великой Отечественной войны
1941-1945 годов, путем убийства членов этих групп, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этих групп.
В то же время, согласно действующей редакции статьи 357 УК РФ, геноцид – это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой, убийством членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительного отобрания детей, насильственного переселения либо создания иных жизненных условий, обуславливающих физическое уничтожение членов этой группы.
Из приведенного сравнения следует, что авторами Законопроекта необоснованно сужен круг потерпевших от геноцида, не учтена такая категория, как религиозная группа.
2. В статье 2 Законопроекта приведен открытый перечень форм увековечения памяти жертв геноцида советского народа, которые условно можно разделить на две группы:
1) организационные (захоронение и перезахоронение останков жертв геноцида, установление и сохранение их имен, проведение поисковой работы по выявлению ранее неизвестных захоронений);
2) информационно-исторические (создание мемориальных сооружений, памятных знаков, музеев, экспозиций, выставок, публикации в СМИ, произведений искусства и литературы).
Если содержание первых преимущественно составляет деятельность по поиску и фиксации объективных данных, то вторые включают в себя значительный культурно-творческий и пропагандистский элемент релевантный общегосударственной политической идеологии. Произвольность реализации предлагаемых законопроектом форм в данной ситуации не приемлема, поскольку может вызвать разночтения и конфликты.
Очевидно, что вторая группа форм увековечения памяти требует более детальной проработки каждого этапа и формы ее реализации.
3. Статьями 3 – 9 Законопроекта раскрывается понятие «захоронения жертв геноцида советского народа», порядок захоронения (перезахоронения), порядок и критерии отнесения мест погребения к захоронениям, их государственный учет, содержание и благоустройство.
Подчеркивается ведущая роль уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обозначенных процессах, в меньшей степени – муниципальных образований.
Однако Законопроект не содержит ни положений о гражданских (вещных) правах публичных образований на указанные захоронения, ни ссылок на иные нормативно-правовые акты, регулирующие данные правоотношения.
В частности, в соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями.
Согласно Законопроекту, решение о захоронении и перезахоронении останков, найденных на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности гражданам или юридическим лицам, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, однако согласованность данной правовой инициативы с иными нормативно-правовыми актами федерального значения в сфере гражданских и земельных правоотношений отсутствует.
4. Статья 6 Законопроекта содержит ссылку на паспортизацию захоронений, на установление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти жертв геноцида советского народа, порядка паспортизации, при этом само понятие «паспорт захоронения» и процесс паспортизации остается нераскрытым.
Паспорт захоронения представляет собой историческую справку, содержащую сведения (в том числе документы, фото-, видеоматериалы и другие материалы) о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект.
5. Согласно статье 10 Законопроекта поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти жертв геноцида советского народа.
Общественно-государственные объединения являются специфическими субъектами гражданских правоотношений, поскольку их статус не регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[1].
Источником регулирования деятельности таких организаций до принятия соответствующего федерального закона должен быть нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы создания и деятельности общественно-государственного объединения.
Таким образом, вопросы создания, деятельности, компетенции органов управления общественно-государственного объединения подлежат проработке и закреплению в отдельной статье Законопроекта, а также в иных нормативно-правовых актах.
6. Законопроектом в статье 14 предлагается весьма неопределенное положение об ответственности за нарушение федерального закона «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Упоминание о видах ответственности, ее формах, за надругательство над символами увековечения памяти жертв геноцида советского народа, отсутствуют.
Действующими административными, уголовными, гражданско-правовыми законами специальная ответственность не предусмотрена. Существует лишь общая норма, устанавливающая ответственность за вандализм, т.е. осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества в общественных местах (статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Данной нормой, с одной стороны, защищена от надругательства значительная часть символов, с другой, установлена ответственность за преступление небольшой тяжести, при котором санкция статьи представляется несоразмерной вреду, причиненному символам, имеющим особое значение.
В Уголовном кодексе Российской Федерации уже содержится статья 243.4, посвященная уничтожению либо повреждению воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России.
Принятие федерального закона «Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» непременно потребует дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации аналогичной статьей 243.5 (уничтожение либо повреждение захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов).
На основании изложенного, полагаем, что законопроект в предложенном варианте нуждается в доработке.
[1] Определение Верховного Суда России от 29.07.2010 № КАС10-335.