По данным мониторинга, не менее 20% «эффективных» трудовых контрактов с педагогами вузов в России заключается на срок 1 год или менее. Первый шаг для прекращения этой порочной практики сделан.

Ирина Рукавишникова 1

23 декабря 2019 г. на заключительной в 2019 г. году сессии Совета Федерации сенатор от Ростовской области Ирина Рукавишникова сообщила о найденных решениях в сфере применения «эффективных контрактов» в высшей школе России, а также прекращения дискриминации профессорско-преподавательского состава путем заключения с ними контрактов на год и менее. Соответствующее поручение 23 октября 2019 г. давала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

 

В феврале 2020 года Министерство науки и образования направит в организации высшего образования методические рекомендации по оформлению «эффективных» контрактов, где будет отмечена необходимость всестороннего учета деятельности преподавателя, а не только научной и публикационной активности.  И самое главное. Вузам будет рекомендовано исключать практику суперсрочных трудовых договоров на срок менее года и год, а заключать контракты на более продолжительный период, в частности, на срок реализации образовательных программ. Результаты мониторинга по этим вопросам будут представлены в апреле 2020 года, — в частности, сообщила Ирина Рукавишникова.

 

Несколькими днями ранее в Министерстве науки и высшего образования РФ прошел «круглый стол» по данным проблемам, на котором были озвучены результаты проведённого министерством мониторинга реализации механизма «эффективного контракта». В мониторинге участвовало 247 образовательных организаций высшего образования, подведомственных федеральному министерству.

 

Мониторинг показал, что в «эффективных контрактах» образовательные организации высшего образования не акцентируют внимание на показатели оценки качества образовательной и учебно-методической деятельности, которые являются основным критерием непосредственно педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. При этом параметры результатов научной деятельности составляют 48%, рейтинговые показатели — 18%, публикационная активность — 17%.

 

По результатам мониторинга трудовых договоров, заключенных образовательными организациями высшего образования с профессорско-преподавательским составом и научными работниками, 20% – это трудовые договоры, заключённые на срок до 1 года включительно, — подчеркнула Ирина Рукавишникова.

 

По ее словам, это – устойчивая практика необоснованного заключения трудовых договоров с педагогическими работниками сроком на 1 год (по основному месту работы). Бессрочные трудовые договоры, которые предусмотрены сейчас Трудовым кодексом, или договоры на более длительный срок в вузах сейчас практически не заключаются. Это ставит профессорско-преподавательский состав вузов в положение крайней неопределенности, не позволяет им планировать собственную жизнь и карьерную траекторию, брать ипотечные кредиты и т.д. Данная проблема требует корректировки именно норм Трудового кодекса.

 

Сейчас нами разработан соответствующий законопроект, он уже прошел юридическую экспертизу. Возможно, представители профильных министерств предложат и другие варианты законодательного регулирования. Может быть это будут и поправки в закон об образовании. Мы готовы выслушать мнения и проработать все варианты, главное – поставить законодательный заслон краткосрочным трудовым контрактам, — добавила Ирина Рукавишникова.

 

Участниками «круглого стола» отмечено, что с учётом определения объёмов финансирования на длительные периоды (на срок реализации образовательных программ соответствующего уровня), представляется целесообразным образовательным организациям высшего образования также заключать трудовые договоры с научно-педагогическими работниками на более продолжительные периоды времени, сопоставимые со сроками реализации образовательных программ.

 

По итогам «круглого стола» решено, что Министерство науки и высшего образования РФ в срок до конца февраля 2020 г. подготовит и направит в образовательные организации высшего образования методические рекомендации по оформлению «эффективных контрактов» с педагогическими работниками.

 

Острая проблемная сфера – это модель эффективных контрактов, введенная в вузовскую практику, по сути, по собственному разумению руководства самих вузов. Профильным министерством в свое время так и не были приняты методические рекомендации по оформлению эффективных контрактов в образовательных организациях. В связи с этим в вузах сформировалась произвольная практика локального нормотворчества, которая имеет целый ряд недостатков (в частности, это приоритет в стимулировании научной, а не педагогической деятельности преподавателей, отсутствие мер их социальной поддержки, увеличение академической нагрузки педагогов и другие), — отметила по этому вопросу Ирина Рукавишникова.

 

Кроме того, в срок до конца апреля 2020 г. министерство проведет дополнительный мониторинг содержания «эффективных контрактов», заключаемых с научно-педагогическими работниками подведомственными ему образовательными организациями высшего образования. Результаты мониторинга будут представлены на совместном с Советом Федерации «круглом столе».

 

Хочу поблагодарить министра науки Михаила Котюкова за принятые решения, но их эффективность мы сможем оценить только по итогам апрельского мониторинга. Поэтому прошу Вас, уважаемая Валентина Ивановна, не снимать с контроля Ваше поручение, мы с коллегами из комитета по образованию будем следить за динамикой в этой сфере и проинформируем о результатах в ходе весенней сессии, — резюмировала свое выступление на сессии Совета Федерации сенатор Ирина Рукавишникова.

 

Подобные публикации: «Донской опыт используют при создании федеральной системы консультаций через МФЦ», «Региональные практики бесплатной юридической помощи оценили в Совете Федерации», «Донской проект «Правовая помощь онлайн» признан одной из лучших практик в России»