17 октября представители регионального отделения Ольга Ильина, Владимир Крусс и Олег Замрий провели дискуссионную панель «Правовые риски альтернативных способов привлечения инвестиций (краудфандинга)» в конференц-зале стенда Министерства науки и высшего образования РФ на международном форуме «Открытые инновации».
Тема VII Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации» — «Источники цифрового прорыва». В течение трех тематических дней в инновационном центре «Сколково» выступили международные эксперты, представители власти, бизнеса, научные сотрудники и молодые предприниматели из более чем 90 стран.


Проблематика инвестиций ставится, в последние годы, в России, преимущественно, в дискурсе политического (публично-властного) и регионально-технократического менеджмента, что, в определенной мере, диссонирует конституционному принципу верховенства права и умаляет ценность правового гражданского общества. С позиций конституционного правопонимания, именно «альтернативные» гражданские инициативы, питаемые, в том числе, ожиданиями и ресурсами информационных инноваций, и не противоречащие стратегии публично-частного партнерства, способны придать действенный импульс искомому экономическому росту в целом и на местах. В ряду таких инноваций стоит краудфандинг – базирующаяся на ресурсах сетевой коммуникации и интернета модель добровольного финансово-экономического сотрудничества с распределенным ролевым участием соразмерно заинтересованных в успехе общего начинания (проекта, стартапа) лиц.
Легализацию и законодательное сопровождение краудфандинга в Российской Федерации трудно признать убедительными даже в контексте реализации «дорожной карты» Центрального банка РФ, а юридическая наука не предложила адекватной (опережающей) методологии органичной имплементации данного института в национальную правовую систему. Легитимной предпосылкой решения названных задач выступает восприятие краудфандинга как конституционного опосредования совместного (коллективного) пользованиями неизвестными ранее формами (опциями) предметно связанных неотчуждаемых прав и свобод каждого человека и гражданина».
«Достоверная конституционная настройка соответствующего механизма должна учитывать сопряженные с практиками краудфандинга социальные риски, по возможности предупреждать их, минимизировать вероятные деструктивные последствия. При этом речь не идет только о рисках потерь, производных от природы всякой предпринимательской (в широком смысле) деятельности, либо о криминальных аспектах. В умозрительной системе неблагоприятных производных карудфандинга (включая криптовалютную спецификацию ICO) просматриваются хорошо известные юридической науке и практике «сценарии» злоупотреблений правом, а также их «креативные реплики» — отметил в завершении обсуждения Владимир Крусс.
Отнесение такого рода рисков к категории предполагаемых и, отчасти, неизбежных не отрицает целесообразность и практическую значимость открытой публичной дискуссии по обозначенной проблеме.